Приятного прочтения

АД БЕЗ РАЯ И РАЙ БЕЗ АДА

Севернее Мемфиса уже в самой дельте был расположен город Ону — центр почитания бога солнца Ра, а в центре дельты Нила — город Бу-сирис, само название которого говорит о том, что он был посвящен богу Осирису. К северо-западу от Буси-риса располагался город Саис, в котором поклонялись богине Нейт. Еще севернее находился город Буто, в котором почитали бога Гора в виде сокола '.

В Египте уже в середине четвертого тысячелетия до н. э. произошло объединение номов Верхнего (Южного) Египта, во главе которых стал Иераконполь: Приблизительно в это же время происходит объединение и номов Нижнего (Северного) Египта под эгидой Буто. На рубеже IV—III тысячелетия до н. э. по инициативе Юга произошло объединение всего Египта. Предание утверждает, что первым царем, который объединил обе части Древнего Египта, был Менее, и он же считался основателем первой династии фараонов.

Эти политические изменения наложили свой отпечаток и на древнеегипетскую религию. Многие боги, в особенности Осирис, Ра, Амон и другие, приобрели общеегипетский характер. Перемены сказались и на представлениях древних египтян о загробном мире. О развитии этих верований можно судить на основе многочисленных текстов, сохранившихся на стенах древнеегипетских пирамид, а также на основании записей, которые были сделаны на папирусах. В качестве важнейших источников следует назвать Тексты пирамид, Тексты саркофагов и, наконец, знаменитую Книгу мертвых. Тексты пирамид, обнаруженные на стенах внутренних коридоров и камер пирамид некоторых фараонов IV и V династий (около 2900—2700 годов до н. э.), знакомят нас с верованиями эпохи Древнего царства. По мнению исследователей, это едва ли не древнейшее в мировой истории собрание религиозных текстов, в которых запечатлено стремление смертного обрести бессмертие. Тексты саркофагов (2200—1900 годы до н, э.) представляют собой дальнейшее развитие идей Текстов пирамид и восходят к Среднему царству. Книга мертвых, появившаяся в полном виде в XV в. до н. э. (Новое царство),— это сборник текстов, возникший на основе заупокойного культа.

В додинастический период в Древнем Египте погребальный культ мало чем отличался от захоронений в других странах. Умерших хоронили в небольших овальных ямах в согнутом виде, на боку. Сопутствующие предметы в захоронениях были немногочисленными. После политического объединения Египта погребальный культ претерпел существенные изменения: умерших стали хоронить в могилах-гробницах в форме мас-табы (невысокой усеченной пирамиды). Начиная с третьей династии фараонов стали возводить огромные пирамиды-усыпальницы для мумий фараонов. В династическую эпоху основу погребального культа древних египтян уже составляли вера в загробную жизнь и сложные представления о душе.

Древние египтяне считали, что после смерти тела продолжают жить многочисленные «души» человека: «рен» — его имя, душа «ба», вылетающая из тела в момент смерти в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, душа «ка» — таинственный «двойник» человека, посмертная судьба которого магически связана с судьбой тела умершего. Душа «ка» не представлялась бессмертной, она могла погибнуть от голода и жажды, если при захоронении покойный не был снабжен достаточным количеством припасов. «Ка» могла быть съедена загробными чудовищами, если вместе с телом не были положены тексты с магическими формулами, призванными защитить «ка» в загробном мире. Считалось, что если долго сохранять мумию или хотя бы статую умершего, то «ка» надолго может пережить покойного 1.

Забота о посмертном существовании «ка» вызвала к жизни сложные приемы мумификации тел умерших. Для того чтобы приготовить мумию, специальные жрецы бальзамировали тело покойника. Знаменитый древнегреческий историк Геродот в своей «Истории» дзет описание некоторых способов мумификации. В левом боку тела делался глубокий разрез, через который вынимали все внутренности и клали их в четыре каменных сосуда. Затем тело пропитывалось раствором солей натрия и благовонными маслами. Вместо сердца на грудь покойного клали каменного жука-скарабея, на котором были написаны магические формулы, чтобы защитить «ка» в царстве мертвых. После пропитки благовониями тело заворачивали в многочисленные ткани с различными смолами и клали в гроб — саркофаг. Первоначально мумифицировали только тела фараонов, а затем и членов царской семьи и наиболее знатных людей. Позднее ритуал мумификации распространился на среднее сословие («немху»), а далее и на всех свободных.

Исследователи Древнего Египта выдвинули много гипотез, объясняющих возникновение обычая мумификации не только влиянием религиозных воззрений, но и объективными условиями. Нам представляется правдоподобным предположение о том, что широкое распространение этого обычая было обусловлено тем, Что, во-первых, в стране всегда было мало дерева и оно было дорого для того, чтобы использовать обряд кремации, сожжения трупов, и,

Оглавление