Приятного прочтения

АД БЕЗ РАЯ И РАЙ БЕЗ АДА

Далее, обращаясь к Осирису, покойный произносил свою первую оправдательную речь, представлявшую собой своеобразный моральный кодекс древнеегипет» ского общества:

Я не чинил зла людям.

Я не нанес ущерба скоту. <...>

Я не творил дурного. <...>

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого перед богами.      ,

Я не угнетал раба перед лицом его господина. <...>

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я не истощал припасы в храмах. <...>

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее. <...>

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей. <....>

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов в прудах ее.

Я не останавливал воду в пору ее.

Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях бога. <...>

Я чист, я чист, я чист, я чист!..2

После этой речи покойный, обращаясь к каждом номовому богу, произносил вторую оправдательную речь. По существу она содержала те же самые заповеди, дополненные непосредственным обращением к тому или иному номовому богу.

На случай же, если на страшном суде душа покойного «растеряется» и забудет какую-нибудь заповедь или имя бога, оба текста оправдательных речей, записанные на папирусе, укладывали в саркофаг вместе с мумией. Если боги находили, что покойный действительно соблюдал все заповеди оправдательных речей и его сердце и статуэтка богини Маат или страусовое перо весили одинаково, то он признавался оправданным и отправлялся на цветущие поля вечного блаженства. Если же при жизни покойный не соблюдал заповедей, в верности которым он только что клялся в своих оправдательных речах, и сердце его перевешивало чашу справедливости, то боги приговаривали его к страшному наказанию.

Этим наказанием не был ад, так как ада религия древних египтян еще не знала. Приговор богов исполнялся тотчас же: нечестивого пожирало чудовище — полульвица-полугиппопотам с головой крокодила. Оно находилось здесь же, в зале суда, и сидело перед Осирисом на высоком табурете. Египтяне верили, что этим чудовищем была богиня Амамат (в переводе ее имя означает «пожирательница»).

Несмотря на всю свою наивность, представления древних египтян о загробном мире уже выполняли функцию оправдания классово-эксплуататорского общества. Моральный кодекс Книги мертвых, а иными словами, моральный кодекс жрецов древнеегипетского общества, являвшихся слугами фараона и знати, включал в себя заповеди, охранявшие основные устои эксплуататорского строя. Заповедь «Я не оскорблял царя» требовала подчинения фараону, заповедь «Я не подавал знака в суде» повелевала неукоснительно выполнять законы и судебные обычаи древнеегипетского

государства. Многие заповеди Книги мертвых («Я не истощал припасов в храмах», «Я не портил хлебы богов», «Я не клеветал на бога в городе своем», «Я не святотатствовал») были направлены в защиту одного из устоев древнеегипетского эксплуататорского общества — его религии, а вместе с тем и на защиту интересов его служителей — жрецов.

Таким образом, мы можем сделать некоторые выводы. Идея загробного воздаяния за поведение в земной жизни возникает на определенном этапе развития эксплуататорского общества. Но одного только утешения надеждой на более легкую жизнь в загробном мире со временем стало недостаточно, чтобы держать в повиновении массы угнетенных и эксплуатируемых. Поэтому оно было дополнено идеей воздаяния за праведные или неправедные (с точки зрения эксплуататоров) поступки в земной жизни.

Представления о загробном мире в целом тоже носят исторический характер, изменяются в зависимости от развития социальных условий. В ассиро-вавилонских верованиях уже складываются какие-то представления об аде, но еще нет никаких идей о рае. Воззрения на загробный мир в Древнем Египте позволяют отметить еще одну стадию в развитии представлений о нем — когда уже складываются идеи о вечном райском блаженстве, но нет никаких картин ада, вечных адских мучений. Как показывает история религии, в дальнейшем эти две фазы как бы сливаются.

Оглавление