Приятного прочтения

АД БЕЗ РАЯ И РАЙ БЕЗ АДА

Право на бессмертную жизнь в загробном Мире получали только души умерших вождей. При этом души наиболее могущественных вождей наделялись   функциями   богов. Что же касается простых общинников, то посмертная судьба их душ была приблизительно такой же, как в •   верованиях австралийцев.   В   скором   времени   после смерти тела души вождей отправляются в некую счастливую страну   (страна   предков    расположенная на острове где-то на западе или на небе), а души простых общинников попадают в какое-то   темное   место под землей. Однако, вероятнее всего, в последнем случае на   представлениях   полинезийцев  уже   сказывалось влияние христианских миссионеров  .

В представлениях полинезийцев как бы сделан дальнейший шаг в развитии верований - о загробном мире.   Вместе с уничтожением   равенства   в   земной жизни исчезает и равное право всех душ умерших на жизнь в загробном мире. Этим правом обладают теперь только души умерших вождей, их родственников и жрецов, то есть людей, обладавших наибольшей «мана», а следовательно, и властью в земной жизни. Однако идеи воздаяния за поведение в реальной, земной жизни здесь еще нет. Души всех вождей попадают в загробный мир, независимо от того, были ли эти вожди хорошими или плохими, удачливыми или неудачливыми, добрыми или злыми.

Теперь мы обратимся к фактам, собранным археологами и историками, чтобы проследить, как формировались представления о загробном мире в классовом обществе. Здесь нам на помощь придут исторические сведения о развитии раннеклассового общества в Ассирии и Вавилонии, в Древнем Египте, в Древнем Китае и Древней Индии, в Древней Греции и в других странах.

Приблизительно 3 тысячи лет до н. э. в долинах рек Тигра и Евфрата сложилась одна из первых цивилизаций в истории человеческого общества. Поскольку земледелие на землях, орошаемых разливами Тигра и Евфрата, было не под силу отдельным семьям и даже большим родовым коллективам, здесь с необходимостью происходило объединение территориальных общин. С возникновением ирригационных работ появилась возможность сравнительно широкого применения рабского труда. Первоначально число рабов было невелико, а рабов, находившихся в индивидуальном владении, было еще меньше. Однако с увеличением масштабов ирригационных работ, социальным расслоением количество рабов росло. Царь («великий человек»), в далеком прошлом родовой старейшина, приобрел новое значение, превратился в деспота, то есть в постоянного и наследственного диктатора. Вместе с царем быстро развилась и выделилась родовая знать («великие люди»), и деспот, являясь ее представителем, правил в ее интересах 1.

Таких объединений территориальных сельских общин в Двуречье образовалось несколько десятков. Во главе каждого объединения стояли деспот и «великие люди», центром объединения был город, в котором почитался тот или иной бог. В городе Эриду поклонялись богу моря Эа; несколько северо-восточнее Эриду располагался город Ур, где почитался бог луны Син; севернее Ура был расположен Урук, где почитались Ану — бог неба и Иштар — богиня любви; к востоку от Урука находился город Ларса — центр почитания бога солнца Баббар; севернее — город Шуруппак, где родился, согласно преданию, Утнапиштим, месопотамский Ной, не только спасшийся во время потола, но и получивший в награду от богов бессмертие; на крайнем севере шумерских владений располагался город Нип-пур, в котором находилось центральное святилище древнего Шумера; севернее Ниппура, в Аккадской области между Тигром и Евфратом, которые здесь подходят друг к другу на самое близкое расстояние, располагался знаменитый Вавилон — центр поклонения богу Мардуку; рядом с Вавилоном находился город Борсиппа, где почитался бог мудрости и письма Набу; к северу от Вавилона был расположен город Киш, еще далее на север город Аккад, рядом с ним был расположен город Сиппар, центр поклонения бога солнца Шамаша 2.

Знакомство с религией ассиро-вавилонской цивилизации позволяет составить представление об одном из ранних этапов формирования представлений о загробном мире в классовом обществе. Правда, исследователи сталкиваются здесь с целым рядом трудностей, так как единства в религии и мифологии в Ассирии и Вавилонии не было.

Центральное место в религии Ассирии и Вавилонии, религии земледельческого общества, постоянно связанного с годичными циклами развития растительного мира, занимали культы умирающих и воскресающих богов, покровителей земледелия и плодородия. Да и сама религия ассирийцев и вавилонян была целиком ориентирована на земную жизнь. Все награды и наказания от богов человек должен был получить в этой земной жизни. Поэтому в богатой мифологии ассирийцев и вавилонян мы не находим мифов и гимнов, специально посвященных загробному миру. Как правило, о нем говорится в мифах, либо рассказывающих об умирающих и воскресающих богах, либо описывающих подвиги и приключения героев.

Оглавление