Приятного прочтения

АД БЕЗ РАЯ И РАЙ БЕЗ АДА

Безотрадность — участь всех умерших, идеи воздаяния нет в представлении об этом загробном мире. Мучениям в «стране без возврата» могут подвергнуться и богиня Инанна, и богиня Иштар, и друг царя Урука Эикиду. Представления о загробном мире у ассирийцев и вавилонян не были еще связаны с идеей грехопадения и воздаяния. Он был простым вместилищем душ умерших.

Однако идея грехопадения уже начинает складываться в классовом обществе ассирийцев и вавилонян. На глиняных табличках ученые-ассирологи обнаружили любопытный миф. В нем говорится, что когда-то люДй жили в саду, где росли два дерева: древо одежды и древо жизни. Однажды боги увидели, что «маленькие» (люди) отведали плодов от древа одежды. Обеспокоенные боги собрали совет, так как испугались, что люди могут отведать и плодов древа жизни и стать равными бессмертным богам. Боги приняли решение изгнать людей из райского сада, обвинив их в том, что они ели плоды и с древа жизни'.

Важно отметить, что в этом мифе рай (или райский сад) не является составной частью загробного мира. Отмечается лишь то, что рай существовал в далеком прошлом и здесь, на земле. Он не является конечной целью для людей, и люди не попадут в него после смерти. Одним словом, представления о загробном мире, обители душ умерших еще не связаны с идеей о вечном загробном райском блаженстве для праведников.

По мнению историков, этот ассиро-вавилонский миф представляет собой древнейшую редакцию библейского рассказа о грехопадении. Древо одежды этого мифа соответствует библейскому древу познания добра и зла. Вспомним, что библейские Адам и Ева, вкусив запретный плод, в первую очередь испытали стыд от своей наготы. Ассиро-вавилонский прототип библейского рассказа об изгнании Адама и Евы из рая лишний раз подтверждает, что Библия отнюдь не бого-духновенная книга, как утверждают богословы, что авторы ее использовали имевшиеся в их распоряжении древние тексты.

Несколько иную картину загробной жизни дают мифы, сложившиеся в Древнем Египте. Однако, прежде чем познакомиться с воззрениями древних египтян на загробную жизнь, следует хотя бы кратко охарактеризовать основные этапы исторического развития Древнего Египта и его социальную структуру, которая отразилась и в представлениях о загробном мире.

Историю Древнего Египта принято делить на три больших периода: Древнее царство (ill тысячелетие до н. э.), Среднее царство (XX!—XVII века до н. э.) и Новое царство (XV!—IX века до н. э.). Уже в эпоху Древнего царства царь, фараон, став политическим главой объединения основных областей Египта (номов), сосредоточил в своих руках огромную власть. Все население Египта (как рядовые общинники, так и вельможи) раболепно преклонялось перед фараоном.

Наряду с фараоном большую роль в жизни древнеегипетского общества играл его помощник («тсати»), который принимал участие в решении всех важных государственных дел и одновременно был начальником царского двора. Нередко «тсати» подчинялся  огромный чиновничий аппарат. Крупные чиновники назначались обычно из родственников фараона и знати, низшие чиновники (писцы) могли быть выходцами из рядовых свободных.

Основу экономики Древнего Египта составляло ирригационное земледелие. Высокого развития достигло ремесло. Уже в эпоху Древнего царства фараон считался высшим собственником всей земли, а отдельные общины рассматривались только как ее наследственные владельцы. Часть земель, считавшихся собственностью фараона, отдавалась в пользование отдельным крестьянским семействам или же предоставлялась знати. За эти наделы был установлен поземельный налог, который вносился непосредственно в казну фараона. В древнеегипетском обществе рабский труд не захватил еще всех основных сторон производственной жизни. В ирригационном земледелии и ремесленных работах были заняты в основном свободные. Рабы, как считают историки Древнего Египта, в больших массах появились только в эпоху Нового царства1.

Как и у ассирийцев и вавилонян, у древних египтян был огромный пантеон богов. Каждое территориальное объединение (ном) было центром поклонения тому или иному богу. Главным городом одного из южных египетских номов был Иераконполь, в котором почитался бог Гор в виде сокола. Севернее его находился город Тепэ, которому древние греки дали название Фивы,— центр почитания бога Амона. Еще севернее существовали город Коптос — центр поклонения богу плодородия Мину и город Абидос, в котором почитался бог Осирис, стоявший во главе египетского пантеона. В центре Южного Египта располагался гермо-

польский ном, в котором поклонялись богу мудрости и письма Тоту. Далее к северу находился гераклео-польский ном — центр почитания бога Харшефи, а вблизи дельты Нила — город Мемфис (Менофер), в котором почитался бог Птах — создатель людей и покровитель искусств.

Оглавление