Приятного прочтения

АД БЕЗ РАЯ И РАЙ БЕЗ АДА

Итак, загробный мир первобытной мифологии не знал рая и ада, идеи посмертного воздаяния, вечных мучений для грешников и наслаждения райской жизнью для праведников. В этом нет ничего удивительного, так как мифологические воззрения отражали определенную стадию развития первобытного общества, его социальных отношений, общественной практики древних людей. В ту пору у наших далеких предков не было социального неравенства, они обладали равными правами, Сообща охотились, собирали съедобные коренья и плоды, мотыгами или заостренными палками обрабатывали небольшие клочки земли, сообща владели всем произведенным, сообща веселились во время общих праздников. Поэтому и в загробной жизни души умерших сообща охотились, насыщались съедобными плодами в лесах, ловили рыбу, сообща пели и танцевали.

Если даже и появлялись какие-то представления о неравенстве в загробном мире, то и они отражали те или Иные черты реальной, земной жизни. Так недоверчивое, а подчас враждебное отношение к членам других племен в конце концов привело к тому, что их души, покинувшие тело после смерти, стали считаться злыми духами, способными принести несчастье. Этих духов боялись и, пожалуй, почитали даже больше, нежели добрых духов, в которых превращались души умерших сородичей.

Мы видели, что от первых смутных воззрений о «двойнике» человека, о душе, до более или менее упорядоченных представлений о загробной жизни лежала, как говорится, «дистанция огромного размера». Точно так же потребовалось много времени, чтобы человеческое мышление и воображение смогли пройти путь от представления о том, что в этой реальной, земной жизни человек будет наказан или награжден за свое поведение духами предков, до идеи о загробном воздаянии в потустороннем мире. Должны были произойти серьезные социальные изменения, чтобы идея воздаяния за добрые и злые дела смогла оторваться от реальной, земной жизни и перенестись в загробный мир.

Это произошло после того, как пришел конец пер? вобытному равенству, когда общество раскололось на большие социальные группы с противоположными интересами, когда появились богатые и бедные, власть имущие и подчиненные, короче, когда сложились отношения эксплуатации человека человеком. Посмотрим, какие же изменения произошли в представлениях о загробном мире с возникновением и развитием классово антагонистического общества.

До сих пор этнография давала нам сведения о мифологических верованиях  туземцев.  Не  сохранилось ли таких же ярких, образных материалов, характера зующих представления о загробном мире, которые относились бы к периоду становления классового общества? Оказывается, этнография зафиксировала и эту стадию социального развития.

Острова Полинезии — одна из историко-культурных областей мира, в которой еще до прихода белых колонизаторов в ряде мест (на Гавайях, на островах Тонга, Таити) сложились классово антагонистические отношения и начался процесс становления государства. Производственная и социальная практика полинезийцев была значительно разнообразнее и сложнее, чем хозяйственная и общественная жизнь тасманийцев, австралийцев, андаманцев, семангов, бушменов и многих других народов, о которых говорилось выше.

Данные, собранные исследователями, свидетельствуют о том, что в полинезийском обществе уже существовало значительное имущественное и социальное неравенство, что в нем уже не было равноправия всех взрослых членов, столь характерного для первобытного общества. Верхнюю ступеньку социальной лестницы в Полинезии занимали вожди и их родственники, которые именовались «ерики» или «алии», то есть «благородные». Ниже благородных стояли простые общинники. Кроме того, в полинезийском обществе существовали особые сословно-кастовые группы жрецов, ремесленников, землевладельцев и т. д. Начинали складываться и примитивные формы рабства. Социальная дифференциация охватывала как правящую верхушку, так и общинников и даже жрецов '.

Складывавшаяся иерархическая социальная структура нашла свое отражение в верованиях полинезийцев. Главное  место  в их религии занимали представления о таинственной и безликой силе, которую они называли «мана». Ею могли обладать, различные природные объекты, животные, но главным образом люди. Самой сильной «мана» наделялись вожди полинезийцев, далее по-степени силы «мана» шли родственники вождей, жрецы и свободные общинники. Рабы, встречавшиеся уже на некоторых полинезийских ост» ровах, никакой «мана» не обладали.   Так   социальная дифференциация, сложившаяся в  полинезийском обществе в своеобразной форме отразилась в религиозных   представлениях.   Власть   вождей   оправдывалась тем   что последние обладали   очень   сильной   «мана». Наряду с верой в «мана» у полинезийцев уже сложились довольно четкие представления  о загробном мире, и в этих представлениях также отразилась социальная дифференциация их общества.

Оглавление