Приятного прочтения

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АДЕ И РАЕ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

А вот как выглядит православный вариант христианского представления о рае и аде. Одиннадцатый член православного символа веры («Чаю воскресения мертвых») говорит о будущем всеобщем воскресении мертвых, которое произойдет перед последним страшным судом при втором пришествии Иисуса Христа. Воскресение из мертвых православные богословы представляют как сверхъестественное деяние бога, вследствие которого все тела умерших людей оживут, соединясь опять е их душами. Воскресшие тела хотя и будут выглядеть так, какими они были при жизни, но по своим свойствам они изменятся, став духовными и нетленными. Духовны они будут в том смысле, что не будут ограничены пространством и временем, а станут тонкими, легкими, не будут иметь нужды в пище, питье и других телесных потребностях. Как похожи эти рассуждения христианских богословов на воззрения древних маздаистов, которые точно так же представляли воскресение из мертвых!"_

Далее Православные богословы утверждают, что тела воскресших станут «бессмертными», то есть не бу-

дут умирать и разрушаться. Они сделаются прекрасными, «световидными», так как в них отразятся все добрые дела, которые они совершили, живя на земле. Тела же грешников станут безобразными, отразив все пороки и злые дела, которыми они осквернили свои души и тела на Земле, не желая очиститься церковным покаянием.

Воскреснут в день страшного суда только умершие ранее, а те, которые ко времени всеобщего воскресения останутся в живых, мгновенно преобразятся, и их тела точно так же станут духовными и бессмертными. Кончина мира, утверждают православные богословы, будет состоять не в уничтожении его, так как по существу своему он останется тем же, а в очищении его в мир нетленный, сообразный со свойствами воскресших тел. В первый раз мир очистился посредством воды («всемирный потоп»), во второй же раз он очистится и преобразится посредством необыкновенного огня. Опять мы встречаемся с мотивом, известным нам из анализа маздаистских верований.

Что же представляет собой «жизнь будущего века», о которой говорит двенадцатый член православного символа веры? Согласно утверждениям православных богословов, это «полное, совершённое и решительное» блаженство для праведников и такое же полное и решительное мучение для грешников. «Полное» блаженство или мучение потому, что их будет испытывать не только душа, но и тело; «совершенное», так как речь идет не о предначатии блаженства и мучений, а о всецелом блаженстве или мучении по заслугам каждого; «решительное», поскольку для каждого это состояние блаженства или  мучения  будет неизменным  навеки.

Для праведников, соблюдавших все божественные установления, вечная жизнь будет столь блаженна, что христианские  богословы не берутся  ее  описать.

Таков один из вариантов концепции рая и ада в хри- . стианстве. Есть и другие. Католики, например, представляют загробную жизнь состоящей не из двух сфер — ада и рая, а из трех — ада, чистилища и рая. В чистилище души умерших,,не получившие прощения на земле за совершенные грехи или не раскаявшиеся перед смертью и не понесшие при жизни епитимий (церковного наказания), терпят временные мучения, чтобы очиститься и удовлетворить требованиям божьего правосудия. Католическая доктрина чистилища тоже не является богооткровенной, а возникла в результате вполне определенных социальных причин.

Католическое богословие выдвинуло концепцию так называемых «сверхдолжных дел», которые святые совершили в своей земной жизни. Этих добрых дел в свое время оказалось значительно больше, чем нужно было для спасения самих святых, и их остаток составил некий запас, которым, разумеется, распоряжается католическая церковь. Молитвы католических священнослужителей, согласно этой доктрине, могут изменить посмертную судьбу умерших, которые не совершили достаточного количества добрых дел для собственного спасения. Католическая церковь может уделить им необходимую толику из запаса «сверхдолжных дел» и перевести из чистилища в рай.

Так же как и православный, католический рай неимоверно скучен, основное занятие праведников состоит в нескончаемом благодарении и прославлении бога, а главное блаженство заключается в непосредственном общении с богом. Скуку католического рая не смог одолеть даже гений великого итальянского поэта Данте. Первая часть его «Божественной комедии» — «Ад» — полна великолепных зарисовок, знакомит читателя с сильными характерами людей, томящихся в аду, но не потерявших чувства собственного достоинства. Путешествие по чистилищу, а тем более по аду гораздо менее интересно в этом отношении.

Таковы основные положения христианской концепции рая и ада.

Оглавление