Приятного прочтения

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АДЕ И РАЕ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

Каждая из мировых религий претендует на то, чтобы считаться богодух-новенной, богооткровен-ной. Богословы и священнослужители буддизма, христианства, ислама настаивают, что и представления об' аде и рае тоже богооткровенны. Посмотрим, насколько эти утверждения соответствуют действительности. Останемся и здесь верны историческому методу исследования интересующей нас проблемы. Поскольку первой по времени возникновения мировой религией был буддизм, то начнем с анализа буддийских представлений об аде и рае.

Буддизм начал складываться на рубеже V— VI вв. до н. э. на территории Индии. Исторически этот период совпадает с одним из кризисов кастового строя, выразившимся в том, что каста брахманов, бывшая долгое время господствующей, стала постепенно сдавать позиции касте кшатриев.

Буддизм опирался на многие традиции древнеиндийской духовной культуры. В частности, он воспринял одно из основных положений предшествовавшего ему брахманизма — о перевоплощении душ. Правда, оно было проинтерпретировано в буддизме очень своеобразно.

Во-первых, в отличие от брахманизма, буддизм не рассматривает перерождение как бесконечную череду перевоплощений души, а кладет ей предел. Перерождения прекращаются с достижением «нирваны» >— состояния, которого могут достигнуть только праведники, когда умирают все желания и прекращаются страдания (термин «нирвана» можно перевести как «бытие угасшее»).

Во-вторых, буддийская теология наметила шесть основных видов перерождений души. Самый худший вид перерождений — воплотиться в существа, живущие в подземном мире. Вторую группу составляют прэты, или бириты, вечно голодные чудовища с толстой толовой, свирепым взглядом, огромным желудком, который никогда не наполняется. Третью группу составляют животные, четвертую — асуры (злые боги и духи, заимствованные из древних индийских культов). Далее следуют люди и, наконец, высшая группа —- боги, во главе которых стоит Будда.

Мы уже отмечали, что в древнеиндийском обществ ве, характерной чертой которого был кастовый строй, идея перевоплощения душ, связывавшая судьбу посмертных перевоплощений с земным поведением человека, с выполнением законов и обычаев своей касты, служила идеологическим оправданием существовавшего эксплуататорского общества. На протяжении первого периода существования буддизма (примерно с V в. до н. э. до I в. н. э.) эта идея функционировала и в рамках буддизма. А поскольку она еще была дополнена концепцией «нирваны», мыслью о конце перерождений и прекращении страданий, то на определенном этапе это делало буддизм конкурентоспособным по отношению к брахманизму.

Постепенно буддизм усиливал свое влияние и вышел за рамки монашеской организации, привлекая к себе внимание низших каст. И вот тогда выяснилось, что сложная концепция «нирваны» препятствует его восприятию низшими социальными слоями. Далее буддизм стал распространяться в соседних с Индией странах, где складывавшееся классовое общество не принимало форм кастового строя. В этих странах идея перевоплощения, заимствованная из брахманизма, а также очень абстрактная и сложная концепция «нирваны» оказались еще менее эффективными. Так вполне естественно возникла потребность дополнить первоначальные воззрения буддизма какими-то более понятными для широких масс идеями. И  в -I в. н. э, в его рамках начинает складываться концепция рая и ада.

Буддийские богословы поместили ад там, где прежде, согласно шеетиступенчатои градации перерождений, находились боги и духи подземного мира. Это самая мрачная область, самая низшая и ужасная форма перерождений, которая назначается для великих грешников. Не жалея самых мрачных красок, описывают буддийские священнослужители мучения грешников в аду. В различных отделениях ада нечестивцев то разрезают на части кинжалами и ножами, то раздробляют камнями и скалами, то мучают огненным жаром. В рамках этой мировой религии сложилось много легенд об устройстве ада. Например, ад представлялся в виде моря с раскаленными жгучими водами. Грешники стремятся выйти из этого кипящего моря, хватаются за железный вал, окружающий его, но снова падают в ог-

ценные воды. В легендах буддистов описываются адские мучения и от холода. Существовали верования, согласно которым ад состоит из восьми холодных и восьми жарких областей. Во многих буддийских храмах нередко на одном из центральных мест помещаются картины, в которых дано подробное изображение мучений грешников в жарких и холодных, отделениях еда.

Помимо подземного ада, согласно буддийским легендам, существуют еще сферы адских мучений в воздухе, в воде, в пустынях, в горах. Имеется также мрачная область, представляющая собой преддверие ада. Здесь грешники тоже мучаются, хотя их мучения менее жестокие: горячая вода, ядовитые черви, раскаленные угли, колючие и жгучие растения и т. д.

Оглавление