Приятного прочтения

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АДЕ И РАЕ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

Верховным владыкой ада у всех буддистов является Яма, бог подземного царства, перешедший в буддизм из брахманизма.

Буддизм не знает идеи вечных страданий грешников в аду. Хотя эти мучения и продолжительны, но рано или поздно они заканчиваются. Согласно буддийским легендам, продолжительность самых легких наказаний 500 лет, правда каждый день из них равняется 50 человеческим годам. По окончании наказаний в аду грешники имеют возможность переродиться в непосредственно следующий за ними класс существ. Это прэты, или бириты (чудовища, которые всегда страдают от голода и жажды). Вид этих чудовищ страшен, они нагие, обросшие волосами, с маленьким, как игольное ушко, ртом. Один раз в сто тысяч лет они слышат слово «вода», но когда находят ее, она тотчас же превращается в нечистоты. Некоторые из прэтов пожирают искры огня, другие -т* трупы или собственное тело, но не могут насытиться из-за узости своего рта.

В дальнейшем бывшие грешники, если судьба будет к ним милостива, могут пройти и все остальные ступени перерождения.   Столь же яркими   красками, но уже светлыми, описывают буддийские священнослужители рай, страну чистоты, прекрасную страну Будды, В книге японских буддистов «Учение Будды» говорится, что грешный человек не может все знать о Будде, но он может повторять слова «Слава Амида-Будде!» (Буд-да-Амитаба — верховный правитель рая), и благодаря только повторению этого священного имени те, кто это делал, после своей смерти будут встречены в раю Амм-да-Буддой и бодисатвами Прощения и Мудрости, которые проведут их в страну Будды, где они возродятся во всей чистоте белого лотоса.

В этой прекрасной стране нет страдания и темноты, поэтому ее называют страной радости и чистоты, В центре рая находится озеро с чистой, светлой и сверкающей водой, волны которой легко набегают на берега из золотого песка. Повсюду растут цветущие лотосы разнообразных цветовых тонов/их аромат наполняет воздух. По берегам озера расположены павильоны, украшенные золотом, серебром, лазурью, хрусталем, с мраморными ступенями, ведущими к воде. Между павильонами находятся парапеты, балюстрады, нависающие над водой и декорированные занавесями, расшитыми жемчугом. Между павильонами и балюстрадами растут благоухающие деревья и кусты.

В буддийском раю много птиц, но ни одной хищной. Земля прекрасна, а воздух вибрирует от божественной гармонии. Шесть раз в течение дня и ночи с неба падают великолепные цветы, праведники собирают их и немедленно относят в другие буддийские райские земли (буддизму не чужда идея множественности мироз), чтобы предложить их тысячам Будд и тут же со скоростью мысли вернуться в рай Амида-Будды. Жители рая

слушают божественную музыку, думают о Будде, о дхарме (законе судьбы), о братстве верующих.

Для того чтобы согласовать концепцию ада и рая с первоначальными воззрениями буддизма, буддийские богословы помещают рай между двумя последними ступенями перерождений — между миром людей и миром богов. Они утверждают, что в раю находятся души праведников, которым предстоит воплотиться на земле еще один раз, прежде чем достигнуть конечной цели — «нирваны». Однако большинство рядовых верующих в буддизме, неискушенное в тонкостях сложной концепции «нирваны», воспринимает рай именно как конечную цель.

Буддийская концепция ада и рая в классово-эксплуататорском обществе выполняла функцию примирения верующих с тяготами реальной, земной жизни, с социальным неравенством и угнетением, обещала им райское блаженство за покорность. Тем же, кто пытался нарушить нормы поведения, сложившиеся в эксплуататорском обществе, угрожали страшными адскими мучениями.

Обратимся теперь к анализу концепции ада и рая в следующей по времени возникновения мировой религии—в христианстве. Она выглядит следующим об-разом. Первые люди Адам и Ева, нарушившие запрет есть яблоки с древа познания добра и зла, были изгнаны из райского сада Эдема (Едема) и обречены на смерть и страдания здесь, на земле. Все последующие поколения людей разделили их судьбу. Бог проявил милость и послал на землю своего единородного сына Иисуса Христа снять с человека первородный грех, совершив искупление перед богом-отцом и тем самым даровать людям, тем, кто верит в бога, возможностьизбежать последствий грехопадения прародителей.Добрые христиане могли отныне спастись после смерти для радостей в потустороннем мире, в раю, грешники же после страшного суда обрекались на вечныеадские мучения.       .

Что можно сказать по поводу христианской доктрины ада и рая? Во-первых, библейское сказание об изгнании Адама и Евы из Эдема не имеет прямого отношения к ней. Мы знаем о том, что само это сказание является копией более древнего шумеро-вавилонского мифа. Наконец, ветхозаветные книги не содержат концепции ада и рая, а загробный мир представляют как местопребывание для душ умерших.

Оглавление