Приятного прочтения

СЛИЯНИЕ АДА И РАЯ

Мы уже отмечали, что для религий раннеклассового общества характерно представление о загробном мире как подобии земной реальности, убежденность, что награды и наказания боги раздают в этом мире. Такими были религиозные верования ассиро-вавилонян. В качестве еще одного примера можно привести религиозные воззрения в Древнем  Китае.

Древние китайцы считали, что небо («Шан-ди») было верховным предком всего человечества, и прежде всего царя. Они верили, что небо не только сотворило людей, но и наблюдало за ними, заботилось об их благополучии, награждало одних и наказывало других. Помимо неба почитались духи гор, рек, вод. Древнекитайское государство создавалось на основе объединения целого ряда в прошлом самостоятельных областей, и поэтому долгое время каждая область особо почитала сво-

Их духов. Как и в других цивилизациях, объединительные социально-политические тенденции находили свое отражение в религиозных представлениях древних китайцев. После объединения Китая при царях династии Чжоу (XI—X вв. до н. э.) и в особенности после цен-трализаторской политики Ши-Хуанди (III в. до н. э.) начинает складываться общегосударственный пантеон. Исследователи отмечают три категории духов в религии Древнего Китая;

                  духи умерших царей, известных чиновников, ученых, изобретателей, внесших большой вклад в развитие земледелия, шелководства, медицины, почитались в пределах всего Китая;

                  духи неба, земли, планет, явлений природы, также .в целом почитавшиеся по всей стране, но пользовавшиеся особым предпочтением в отдельных областях, так как они считались духами-хранителями областей, округов, городов;

                  духи покойных членов семьи, которые почитались каждой конкретной семьей '.

Воззрения древних китайцев на загробный мир еще не оформились в четкую систеллу. Считалось, что человек и после смерти продолжает жить и нуждается в том же, что необходимо для жмзых людей. Поэтому практиковалось погребение слуг вместе с умершими царями. Например, сохранилось предание, что один циньский царь был похоронен вместе с 66, а другой со 177 своими подданными, а знаменитый Ши-Хуанди взял с собой на тот свет весь гарем. В дальнейшем практика человеческих жертвоприношений была отменена и з могилу вместо живых людей стали класть деревянные статуэтки («юн»), которые, по верованиям древних китайцев, в качестве слуг   и   рабов   должны были прислуживать умершему царю в загробном мире'. Эти статуэтки выполняли ту же функцию, что и фигурки человечков с мешком за спиной или мотыгой в руках, которые древние египтяне укладывали в саркофаг вместе с мумиями.

Однако в целом четкой системы представлений о том, как устроен загробный мир, у древних китайцев еще не было. Сама религия была больше ориентирована на земную жизнь. Так, зависимость всей семьи от главы дома объяснялась тем, что нельзя относиться непочтительно к человеку, который раньше, чем другие, более молодые члены семьи, превратится в предка и станет духом. А необходимость продолжения рода объяснялась так: надо оставить после своей смерти наследника, который возьмет на себя заботу о духах-предках.

В VI в. до н. э. Лао Цзы, основатель даосизма, одной из китайских религий, сделал попытку дополнить культ предков идеей воздания за земное поведение. Последователи Лао Цзы, ссылаясь на своего учителя, утверждали, что у человека имеются две души: «ци» — «жизнь», неотделимая от тела, и «лин», отделимая от тела. Убеждая верующих быть праведниками, даосисты проповедовали, что после смерти «лин» может превратиться либо в «гуй» — «черта», либо в «шэнь» — «божество». Считалось, что разная посмертная судьба «лин» зависит от того, каким был человек при жизни — уважаемым, добродетельным или грешником.

Младший современник Лао Цзы, философ Конфуций, в целом отрицательно отнесся к даосизму и проблемами загробного мира не занимался, но подчеркивал важность культа духов-предков и необходимость соблюдения  обрядов, установленных  в  их  честь.

Ориентированной на земную жизнь была и национальная религия Японии — синтоизм.

Оглавление