Приятного прочтения

СЛИЯНИЕ АДА И РАЯ

После трех дней и ночей огненная река очистит даже ад, а обновленная земля будет абсолютно свободна от всего нечистого и вредного.

Новые тела воскресших людей станут светлы и подобны эфиру, они не будут нуждаться в пище, не будут давать тени и так же, как их души, обретут бессмертие. Жизнь воскресших праведников будет блаженной, счастливой, все объединятся в своих мыслях и действиях и согласованно будут возносить хвалу Агура-Мазде.

Идеи маздаизма оказали влияние на иудаизм, а через культ Митры (одно из божеств, подчиненных Агура-Мазде)— на культуру Римской империи и тем самым воздействовали   на   формирование христианской идеологии. Несомненное влияние маздаистские представления о загробном мире оказали и на ислам.

Теперь обратимся к представлениям о загробном мире в иудаизме, который явился одним из главных источников христианства. Как ни странно, на протяжении длительного времени в иудаизме не было никаких представлений о рае и аде. Более того, эти идеи отсутствуют в Ветхом завете — «священной» книге иудеев и христиан.

Обычно, когда говорят об основных вероучитель-ных положениях (догматах) иудаизма, то называют веру в единого бога Яхве, в приход мессии (божественного спасителя), в бессмертие души, в существование загробного мира, где праведники получат награду в раю, а грешники — наказание в аду. Но все дело в том, что эта характеристика относится только к сформировавшемуся иудаизму. На ранних же стадиях его развития многие из этих идей отсутствовали, и в частности отсутствовала концепция рая и ада. Рассмотрим подробнее эту важную проблему.

Исследователи истории иудаизма делят ее на следующие периоды:

1)                   древнейший период («допалестинская эпоха») — первая половина II тысячелетия до н. э.;

2)                   палестинский («допленный») период — вторая половина I! тысячелетия до к. э.—середина ! тысячелетия до н. э.;

3)                   послепленный период — вторая половина I тысячелетия до н. э.;

4)                   период диаспоры (рассеяния) — 1—I! вв. н. э.;

5)                   талмудический период — III—V вв. н. э.1

На протяжении первых трех периодов в иудаизме не было никаких представлений о рае и аде.

 

Для христианских богословов это чрезвычайно неприятный факт, и они всячески пытаются его замаскировать. Так, еще в прошлом веке епископ Хрисанф, автор трехтомной книги «Религии древнего мира в их отношении к христианству» писал: «Как и идея о высоком происхождении человека, идея бессмертия принадлежит еврейской религии от начала и высказана ею также от начала, в связи с мыслью о высоком нравственном достоинстве человеческой природы и сказанием о первобытном состоянии человека в общении с богом»'. Это богословское утверждение находится в вопиющем противоречии с историческими фактами.

В допалестинский период древние евреи представляли собой слабо оформленное объединение бедуинов, кочевавших в Северной Аравии. В их социальных отношениях преобладали связи, характерные для патриархально-родового строя. Очень точно специфику этого периода отмечает Ф. Энгельс в письме к К. Марксу, написанном в 1853 г.: «Приводимая в Книге бытия генеалогия, выдаваемая за генеалогию Ноя, Авраама и т, д., является довольно точным перечислением бедуинских племен того времени по степени родства их диалектов и т. д. До настоящего времени бедуинские племена называют себя, как известно, Бени Салед, Бени Юсуф и т. д., то есть сыновья такого-то и такого-то. Подобные названия, обязанные своим происхождением древнепатриархальному способу существования, приводят в конце концов к такого рода генеалогии.

Оглавление