Приятного прочтения

КОГДА РАЯ И АДА ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Туда приходят все умершие, за исключением «халы» (знахарь, считающийся посредником между людьми и духами). Семанги считают, что в царстве мертвых они существуют как тени и живут подобно тому, как жили на земле. Идеи возмездия за земные прегрешения после смерти семанги не знают, все злое, по их верованиям, должно быть наказано здесь, на земле, о чем и заботятся духи.

В представлениях восточных семангов есть некоторые особенности. Они считали, что в царстве мертвых души едят только фрукты, а детские души способны передвигаться без посторонней помощи. Все души видимы друг для друга, но невидимы для глаз простых смертных. Души не изменяются, не женятся, навсегда остаются в царстве мертвых и никогда не возвращаются на землю, тела умерших не воскресают. Далее следует одна любопытная деталь: восточные семанги верили в нечто вроде ада и рая для зверей. Души безвредных зверей идут после смерти в место, находящееся близ царства мертвых, души тигров, змей, скорпионов и других вредных животных отправляются в чистилище (Белет), где они мучают и поедают души греш-

никоз. По другому преданию, души тигров идут после смерти в огромную пещеру, как и души всех животных. Здесь они уже не могут более питаться мясом, а едят плоды и зелень и не имеют сил вредить душам других животных, которые находятся вместе с ними 1.

Во внутренних болотистых районах юго-восточной части острова Суматра живет малочисленная группа племен кубу. Этнографический материал, собранный об этих племенах, можно сгруппировать так, что получится своеобразная эволюционная лестница, позволяющая проследить постепенное развитие у них~ представлений о загробном мире. На нижней ступеньке этой лестницы находилось племя ридан-кубу, члены которого испытывали только неясный страх перед тайной смерти, отгоняющий их от трупа. Тело умершего не рассматривалось как место пребывания души, поэтому о нем не проявляли никакой заботы, его оставляли на съедение диким зверям.

На другой ступеньке стояли кубу, которые уже обнаруживали некоторую заботу о своих умерших соплеменниках. Они считали, что, когда кто-нибудь умирает, он «возвращается туда, откуда пришел». Однако сказать что-либо подробнее о том месте никто из этих кубу не мог. В духов они не верили.

И, наконец, наиболее сложной системой верований s загробную жизнь обладали члены племени лекох-кубу. Исследователи пишут, что их верования ограни-; чиваются представлениями о множестве духов, особен--но духов предков. Верят они также з духов, живущих в деревьях, в земле, в горах. Когда умирающий испускал свой последний вздох, ле'ко'х-кубу следили, не последует ли сразу за этим шорох, похожий на мягкое и тизсое жужжание. Если им казалось, что такой шорох они слышали, то считали умершего счастливым, так как получили свидетельство, что он стал духом. Если никакого шороха не было, то они думали, что человек несчастлив и просто-напросто умер, возвратившись в «великое ничто». Место, где лекох-кубу хоронили своих покойников, считалось сборищем духов умерших членов племени, которых они называют «суку». Лекох-кубу были убеждены, что о присутствии духов можно узнать по особому шуму, который постоянно раздаетг ся оттуда.

Что происходит дальше с этими духами, лекох-кубу не знали. Исследователи считают, что никакого представления о небе или о каком-либо специальном месте для душ умерших у них не было, а сформировались только верования в постоянное их пребывание поблизости от останков умершего. Один из этнографов определяет эти взгляды как неопределенную веру в бессмертие души «без всяких нравственных соображений, так как переход в разряд духов рассматривается не как последствие греховного образа жизни, а только как чистая случайность».

Иногда этнографы встречают у народов, отставших в своем развитии, довольно сложные представления о загробном мире. Так, например, на острове Малакка, отделенном от Суматры Малаккским проливом, живет сходная с племенами кубу народность — джакуны. Между культурой кубу и джакунов, по мнению исследователей, существует органическая связь. Сохранились предания, что в прошлом джакуны пришли с Суматры. Формы хозяйствования у обоих народов одинаковы, они являются мотыжными земледельцами. И те, и другие в качестве домашних животных знали собак и кур, употребляли копья, но не пользовались луком и стрелами.

Однако у джакунов этнографы обнаружили более сложные представления о загробной жизни. Согласно их верованиям/ душа после смерти человека выходит из головы и отправляется в сторону захода солнца. Здесь она должна перейти через узкий мост, под которым находится котел с кипящей водой. Грешная душа непременно падает туда и погибает, безгрешная душа беспрепятственно переходит через мост и достигает рая, напоминающего сад. Главными грехами джакуны считают прелюбодеяние, убийство и грабеж.

Оглавление