Приятного прочтения

КОГДА РАЯ И АДА ЕЩЕ НЕ БЫЛО

            Заглянуть .в   наиболее ранние   пласты  человеческой  истории,   нам   могут помочь  по  крайней мере пять наук. Это антропология, исследующая вопросы том, как человек выделился   из   царства животных, археология, изучающая остатки материальной культуры древних   людей,лингвистика, занимающаяся   языковыми   формами,рис.- ленными   и   устными,фольклористика,-       собирающая   сказки,   легенды,  другие    памятники    народного творчества, и. этнография,      накопившая большой материал о жизни  различных   народов,  в том  числе  и  таких,  которые  в  силу  исторических условий отстали   в   своем социальном  развитии. Какая   из этих наук может в наибольшей    степени   помочь исследовать процесс возникновения, формирования и изменения   представлений    о     загробном мире?

 

 Археология и антропология дают многое для понимания развития верований у древних людей, но, к сожалению, пока не проясняют самых ранних стадий формирования представлений о загробной жизни. Ведь многие из сделанных открытий не поддаются однозначному истолкованию.

Так, например, в 1908 г. на территории Франции в районе реки Везеры близ Ле Мустье было сделано крупнейшее археологическое и антропологическое открытие. Исследователи обнаружили неандертальское погребение'. Тело молодого неандертальца было положено в неглубокую яму на бок, голова покоилась на правом локте, другая рука была вытянута вперед, вокруг тела были найдены каменные орудия труда. В могиле были обнаружены также обожженные кости 'зверей: по-видимому, сородичи позаботились о пище для покойника. Эта находка вызвала острую дискуссию среди ученых. Одни говорили о том, что неандертальцы уже имели какие-то смутные представления о загробной жизни, о бессмертной душе, которую надо обеспечить в посмертной жизни пищей и орудиями труда. Другие утверждали, что никаких представлений о душе у неандертальцев еще не было, да и не могло быть на столь низкой стадии социального и духовного развития. Погребение свидетельствует разве только о зарождении суеверного отношения к самому трупу. Третьи считали, что древние люди еще не делали различия между живым и мертвым, бодрствующим и спящим и относились к покойнику как к своему сородичу, отдавая ему причитавшуюся долю пищи и орудий труда. Все эти точки зрения предположительны, в каждой из них есть свое рациональное зерно. Однако в целом открытие не дает достаточных оснований для вывода о том, появились ли. уже на этой стадии развития у наших древнейших предков какие-то представления о загробной жизни.

Пожалуй, наибольшую помощь в исследовании проблемы может оказать этнография. Этнографы собрали огромнейший материал о жизни племен и народностей, которые в силу исторических причин отстали в своем социальном развитии, записали и изучили их мифологию, в том числе и мифы о душе и загробной жизни. И вот, если расположить этнографический материал в соответствии со степенью развития социальных отношений этих народностей, то получится интересная картина,  позволяющая  проследить  основные  этапы  возникновения и формирования представлений о загробной жизни. Конечно, нельзя абсолютно отождествлять современные народности, отставшие в своем развитии, их культуру, верования с древними людьми и их духовной' культурой. Между   ними   существует  большая антропологическая  разница,  большие различия  в  социальном опыте, в трудовой практике, однако сохранились и некоторые общие   черты,   характерные   для первобытнообщинного строя. И это позволяет более наглядно,    конкретно    представить     соответствующие стороны жизни древних людей.

Интересные этнографические данные собраны о коренных жителях острова Тасмания, расположенного у южного берега Австралии. Этот остров отделен от материка проливом шириной 244 километра и связан с Австралией многочисленными островами. Здесь много бухт и гаваней, климат влажный, осадки выпадают равномерно на протяжении года. До прихода колонизаторов (XVSI в.) остров Тасмания был населен бродячилли племенами, общая численность которых составляла 8 тысяч человек. Орудия труда и оружие тасманийцев были очень примитивными: каменные отщепы, грубо оббитые с одной стороны, деревянные копья, метательные дубинки. Тасманийцы изготовляли лодки, строили ветровые заслоны из коры и шалаши из кольев и ветвей.

Данные о верованиях тасманийцев, собранные различными исследователями, очень противоречивы. Одни этнографы отмечали, что тасманийцы до крайности суеверны и в большинстве случаев слепо верят в то, что духи их умерших друзей и родственников могут возвращаться и приносить им или счастье или вред. Другие исследователи отрицали у тасманийцев наличие каких-либо представлений о загробном мире. Так, англичанин Дэвис писал: «1рудио поверить, чтобы туземцы не имели никаких понятий о будущей жизни...

Оглавление