Приятного прочтения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы   рассмотрели различные    представления   о загробном   мире.   Ничего богооткровенного или бо-годухновенного мы в них не  нашли.  Так  же,  как  и религия в целом, концепция рая и ада сформировалась  в результате фантастического отражения в сознании     человека     тех природных   и   социальных сил, которые долгое время     господствовали    над ним. Концепция рая и ада в    классово-эксплуататорском обществе выполняла функцию примирения трудящихся    с   господствующими    социальными    порядками, утешала их обещанием    иллюзорной   награды    на    том    свете   за земные страдания.

Могут сказать — атеисты отнимают у человека надежду, веру в лучшую, загробную жизнь. Пусть это иллюзия, но она помогает человеку жить, она нужна обществу, так как будущее воздаяние или угроза адских мук заставляют людей соблюдать необходимые  общественные нормы поведения. Ведь если рая»и ада нет, то все позволено.

Зададим встречный вопрос: а предохраняла ли религия от совершения преступлений, от нарушения норм нравственного поведения? Разумеется, абсолютно отрицать это нельзя. Многие верующие соблюдали нормы нравственности, считая, что они установлены богом. И все же можно привести примеры, когда именно религиозные установления толкали людей на преступления. Крестоносцы грабили земли мусульман, беспощадно убивали мирных жителей, и при этом считалось, что, чем больше неверных убил крестоносец, тем более обеспечена ему дорога в рай. В свою очередь мусульмане считали, что священная война против гяуров (нечестивцев) — тоже прямая дорога в рай.

Но главное возражение против идеи рая и ада состоит в том, что она примиряла и примиряет верующих с несовершенством реальной жизни. Задача же состоит в том, чтобы переустраивать ее ко благу людей.

К. Маркс писал, что религиозное отражение действительного мира «может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса, т. е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое, туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем»'.

Человеку, поставившему под свой сознательный контроль природные и социальные силы, не нужно будет иллюзорное утешение.

[1]
Оглавление